309920, Белгородская область
Красногвардейский район
г. Бирюч, пл.Соборная д.1
8 (47247) 3-45-17
Разделы сайта
|
Действующие стандарты оказываемых услуг
Главная / Учреждения социальной защиты населения / Муниципальное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Районный дом-интернат для престарелых и инвалидов» / Действующие стандарты оказываемых услуг
Действующие стандарты оказываемых услуг -Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.05.2009 № 177-ст. ГОСТ Р 53347-2009 .Дата введения 01.07.2010г. - Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.05.2009 № 178-ст. ГОСТ Р 53348-2009 Дата введения 01.07.2010 - Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста. Основные виды. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.05.2009 № 179-ст. ГОСТ Р 53349-2009 . Дата введения 01.07.2010. - Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Постановление Госстандарта России от 24.11.2003 №326-ст. ГОСТ Р 52142-2003. Введен в действие 01.01.04. - Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. Постановление Госстандарта России от 24.11.2003 №327-ст. ГОСТ Р 52143-2003. Введен в действие 01.01.04. - Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 558-ст. ГОСТ Р 52880-2007 Введен в действие 01.01.09. - Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 560-ст. ГОСТ Р 52882-2007. Введен в действие 01.01.09 - Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 561-ст. ГОСТ Р 52883-2007. Введен в действие 01.01.09. - Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2008 № 435-ст. ГОСТ Р 53058-2008 - Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2008 № 436-ст. ГОСТ Р 53059-2008 - Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 439-ст. ГОСТ Р 53062-2008 - Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2008 № 437-ст. ГОСТ Р 53060-2008. - Государственный стандарт социального обслуживания населения в Белгородской области «Стационарное социальное обслуживание населения в Белгородской области. Предоставление стационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам». Приказ управления социальной защиты населения Белгородской области от 11.10.2012 г. №149.
Государственный стандарт социального обслуживания населения в Белгородской области «Стационарное социальное обслуживание населения в Белгородской области. Предоставление стационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам»
1. Область применения стандартаГосударственный стандарт социального обслуживания населения в Белгородской области «Стационарное социальное обслуживание населения в Белгородской области. Предоставление стационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам» (далее - Стандарт) распространяется на предоставление социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Белгородской области (далее – стационарные учреждения). Цель Стандарта – установление единых требований к порядку, условиям и качеству предоставления социальных услуг в стационарных учреждениях. Стандарт является обязательным для исполнения при предоставлении социальных услуг в стационарных учреждениях. 2. Орган, разрабатывающий и утверждающий СтандартСтандартразрабатывается и утверждается управлением социальной защиты населения Белгородской области (далее – управление). 3. Нормативные правовые документы, регламентирующие процесс предоставления социальных услуг в стационарных учрежденияхФедеральный закон РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей»; Федеральный закон РФ от 02.07.1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; Федеральный закон РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»; Федеральный закон РФ от 02.08.1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 10.12.1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; Федеральный закон РФ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 02.10.1992 года № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»; Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 года № 338 «О развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов»; Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 года № 2347-р «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду»; Постановление Минтруда России от 12.02.2001 года № 18 «Рекомендации по обеспечению учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов техническими средствами и оборудованием»; Постановление Минтруда России от 15.02.2002 года № 12 «Методические рекомендации по организации питания в государственных (муниципальных) стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»; Постановление Минтруда РФ от 24.04.2002 года № 29 «Об утверждений рекомендаций по обеспечению мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания»; Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности»; Постановление Минтруда РФ от 12.05.2003 года № 25 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания «Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов»; Приказ Минсоцзащиты РФ от 28.07.1995 года № 170 «Об утверждении Инструкции об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно – гигиенических мероприятий в домах – интернатах для престарелых и инвалидов»; Постановление Госстандарта РФ от 24.11.2003 года № 327-ст «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003»; Постановление Госстандарта России от 24.11.2003 года № 326-ст Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг», ГОСТ Р 52142-2003; Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 года № 533-ст «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг», ГОСТ Р 52496-2005; Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 года № 534-ст «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания», ГОСТ Р 52497-2005; Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2005 года № 535-ст «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52498-2005»; Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 года № 558-ст «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», ГОСТ Р 52880-2007; Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 года № 560-ст «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания», ГОСТ Р 52882-2007; Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 года № 561-ст «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания», ГОСТ Р 52883-2007; Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 года № 562-ст «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам», ГОСТ Р 52884-2007; Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2008 года № 435-ст «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста». ГОСТ- Р- 53058-2008; Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2008 года № 436-ст «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам». ГОСТ- Р- 53059-2008; Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2008 года № 437-ст «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания». ГОСТ- Р- 53060-2008; иные нормативные правовые акты Российской Федерации; Нормативные правовые акты Белгородской области: Постановление правительства Белгородской области от 19.11.2004 года № 162-пп «О порядке и условиях предоставления надомного полустационарного и стационарного социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания»; Постановление правительства Белгородской области от 14.12.2004 года № 180-пп «О порядке приема граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, из числа лиц, ранее судимых или привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, на социальное обслуживание в стационарные учреждения социального обслуживания области»; Постановление правительства Белгородской области от 14.12.2004 года № 184-пп «Об утверждении порядка и услуги, на которых государство гарантирует право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб»; Постановление правительства Белгородской области от 28.01.2005 года № 8-пп «О порядке установления государственных стандартов социального обслуживания на территории Белгородской области»; Постановлением правительства Белгородской области от 28.01.2005 года № 9-пп «О нормах социального обслуживания населения территории Белгородской области»; Постановление правительства Белгородской области от 29.07.2005 года № 157-пп «Об утверждении порядка разработки проектно-сметной документации, формирования перечня строек и объектов социальной сферы, финансируемых за счет средств областного бюджета; Постановление правительства Белгородской области от 10.02.2006 года № 34-пп «О государственном заказе Белгородской области; Постановление правительства Белгородской области от 9.06.2006 года № 135-пп «Об утверждении стандартов качества бюджетных услуг. Постановление правительства Белгородской области от 22. 06. 2009 года № 206-пп «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Белгородской области» 4. Получатели социальных услуг в стационарных учрежденияхПолучателями социальных услуг в стационарных учреждениях (далее - клиенты) являются: граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Учреждения, предоставляющие стационарное социальное обслуживание К учреждениям стационарного социального обслуживания относятся: дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов; дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда; специальный дом-интернат для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов; психоневрологический интернат; реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста; дом-интернат интенсивного ухода (милосердия) для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов; геронтологический центр; социально-оздоровительный центр; центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов — социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе. Основными задачами дома-интерната являются: обеспечение создания условий жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов — клиентов дома-интерната, соответствующих их возрасту и состоянию здоровья; социально-бытовое обслуживание проживающих; оказание медицинской, психологической и юридической помощи лицам, находящимся в доме-интернате; питание клиентов дома-интерната, уход за ними; организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга клиентов дома-интерната. В соответствии со своими основными задачами дом-интернат осуществляет следующие функции: прием и размещение граждан пожилого возраста и инвалидов с учетом их заболевания, тяжести состояния, возраста, проведение мероприятий по их адаптации к новой обстановке; квалифицированное медицинское обслуживание, реабилитацию, своевременную клиническую диагностику осложнений и обострений хронических заболеваний клиентов; организацию совместно с лечебно-профилактическими учреждениями консультативной медицинской помощи клиентам дома-интерната; организацию рационального, в том числе диетического питания проживающих с учетом состояния их здоровья; предоставление клиентам необходимых социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых) в соответствии с ГОСТ Р 52143. В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему, размещению и обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов — клиентов учреждения. Специальный дом-интернат для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов — социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждан пожилого возраста и инвалидов, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством. Основными задачами специального дома-интерната являются: осуществление социальной защиты проживающих в нем лиц путем стабильного материально-бытового обеспечения, создания для них должных условий жизни и благополучного микроклимата; осуществление мероприятий по социально-трудовой реабилитации проживающих с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной или профессиональной деятельности, интеграции их в общество; организация ухода и надзора за проживающими, их досуга, оказание им медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий. В соответствии со своими основными задачами специальный дом-интернат осуществляет следующие функции: прием и размещение граждан, активное содействие их социально-психологической адаптации к новой обстановке и коллективу, создание для проживающих благоприятных условий жизни; предоставление проживающим благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, обеспечение постельными принадлежностями, предметами личной гигиены, нательным бельем, одеждой и обувью; организацию рационального питания проживающих с учетом их возраста и состояния здоровья; уход за проживающими в соответствии с установленным режимом содержания; медицинское обслуживание, лечение, госпитализацию нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения; организацию досуга проживающих; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; юридические консультации по различным вопросам жизни и быта проживающих; предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам — клиентам специального дома-интерната необходимых социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых). В состав специального дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему, размещению клиентов, предоставлению им социальных услуг, а также лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в домах-интернатах, расположенных в сельской местности, кроме того, подсобные сельские хозяйства, необходимые для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии. Психоневрологический интернат — социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания и обслуживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет), страдающих хроническими психическими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Основные задачи психоневрологического интерната: материально-бытовое обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, создание для них условий жизни, приближенных к домашним, благополучного морально-психологического микроклимата; организация ухода (надзора) за проживающими, оказание им медицинской помощи и проведение культурно-массовой работы; осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество. В соответствии со своими основными задачами интернат осуществляет следующие функции: прием психически больных граждан пожилого возраста и инвалидов и активное содействие их социально-трудовой адаптации; бытовое обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, предоставление им благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви; организацию рационального питания с учетом их возраста и состояния здоровья; уход (надзор) за психически больными в соответствии с режимом содержания; диспансеризацию и лечение проживающих, госпитализацию нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; осуществление, согласно медицинским рекомендациям, комплекса реабилитационных мероприятий по восстановлению личностного и социального статуса проживающих; предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам — клиентам психоневрологического интерната необходимых им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых). В состав психоневрологического интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему и размещению клиентов учреждения, предоставлению им всех необходимых социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых), лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в интернатах, расположенных в сельской местности, кроме того, подсобные сельские хозяйства, необходимые для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии. Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста — государственное социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания инвалидов молодого возраста (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, осуществляющее процесс реабилитации и социальной адаптации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами, обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Основные задачи реабилитационного центра: организация и проведение социально-трудовой, социально-медицинской и психологической реабилитации инвалидов молодого возраста, в том числе инвалидов, получивших инвалидность входе боевых действий и в результате получения военных травм; создание для инвалидов условий жизнедеятельности, соответствующих их возрасту и состоянию здоровья; доступное профессиональное обучение инвалидов, включающее профессиональную ориентацию, первоначальное профессиональное обучение, производственную адаптацию; содействие в социализации с учетом физических возможностей и умственных способностей. В соответствии со своими основными задачами реабилитационный центр осуществляет следующие функции: осуществление процесса реабилитации и социальной адаптации инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера; питание инвалидов и уход за ними; организация посильной трудовой деятельности инвалидов; организация отдыха, досуга; предоставление социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых) В состав реабилитационного центра для инвалидов молодого возраста могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему и размещению клиентов центра, предоставлению им всех необходимых им социальных услуг, лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в центрах, расположенных в сельской местности, кроме того, подсобные сельские хозяйства, необходимые для осуществления лечебно-трудовой активирующей терапии. Дом-интернат интенсивного ухода (милосердия) для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов — социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Основными задачами дома-интерната интенсивного ухода (милосердия) являются: социально-бытовое обслуживание проживающих; оказание медико-социальной помощи; совершенствование социально-бытовой и психологической приспособляемости лиц, находящихся на постельном режиме; оказание психологической и юридической помощи лицам, находящимся в доме-интернате интенсивного ухода (милосердия). В соответствии со своими основными задачами дом-интернат интенсивного ухода (милосердия) осуществляет следующие функции: прием и размещение граждан пожилого возраста и инвалидов по отделениям с учетом их заболевания, тяжести состояния, интеллектуального дефекта и возраста, проведение мероприятий по их адаптации к новой обстановке; квалифицированное медицинское обслуживание, реабилитацию, своевременную клиническую диагностику; организацию совместно с лечебно-профилактическими учреждениями консультативной помощи клиентам дома-интерната и перевод их при необходимости в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение; организацию рационального питания проживающих с учетом состояния здоровья; проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий; предоставление социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых) организацию ритуальных мероприятий. В состав дома-интерната интенсивного ухода (милосердия) могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему, размещению граждан пожилого возраста и инвалидов — клиентов этого учреждения, предоставлению всех необходимых им социальных услуг, а также карантинное отделение, изолятор, морг и ритуальный зал. Геронтологический центр — социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), в том числе инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера. Основные задачи центра: проведение научно-практической и организационно-методической работы в области геронтологии и гериатрии; изучение причин и закономерностей процесса старения; изучение факторов, препятствующих процессу старения; оказание консультативной помощи населению старших возрастных групп; оказание гериатрической помощи клиентам, нуждающимся в усиленном медицинском уходе. В соответствии со своими основными задачами геронтологический центр осуществляет следующие функции: прием и размещение граждан пожилого возраста и инвалидов — клиентов центра; предоставление клиентам необходимых им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых); проведение мероприятий психологического, медицинского и социального характера; питание граждан — клиентов центра и уход за ними; организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. В состав геронтологического центра могут входить структурные подразделения, обеспечивающие осуществление функций по приему, размещению клиентов центра, предоставлению всех необходимых им социальных услуг, лечебно-производственные (трудовые) мастерские, необходимые для проведения лечебно-трудовой и активирующей терапии. Социально-оздоровительный центр — учреждение социального обслуживания, основные задачи которого заключаются в проведении социально-оздоровительных и профилактических мероприятий с целью продления возможности самореализации гражданами пожилого возраста (мужчинами старше 60 лет и женщинами старше 55 лет) и инвалидами, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, своих жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса. В соответствии со своими основными задачами центр осуществляет следующие функции: прием и размещение граждан с учетом их возраста, пола, характера заболеваний; определение конкретных форм помощи гражданам с учетом их физического и психического состояния, а также имеющихся заболеваний; выполнение мероприятий по адаптации граждан к условиям проживания; проведение профилактических и оздоровительных мероприятий; организация рационального питания граждан; осуществление мероприятий по коррекции психологического статуса граждан; выявление у граждан способностей к посильному труду; проведение санитарно-просветительной работы с целью решения вопросов возрастной адаптации; организация досуга. Для проведения оздоровительных, лечебно-профилактических, гигиенических и культурных мероприятий в состав центра могут входить: кабинет врача; кабинет медицинской сестры; кабинет массажа; бытовая комната; душевая комната; комната гигиены женщин; комната (помещение) для досуга. При наличии условий в центре могут дополнительно открываться лечебно-диагностические кабинеты, оснащенные аппаратурой и инструментарием, зал лечебной физкультуры и др. Центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов — учреждение, основными задачами которого являются предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам на срок до шести месяцев благоустроенного жилья и оказания им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых). В соответствии со своими основными задачами центр осуществляет следующие функции: прием и размещение граждан с учетом их возраста, пола, состояния здоровья; организацию совместно с лечебно-профилактическими учреждениями консультативной медицинской помощи (при необходимости) клиентам центра; предоставление клиентам всех необходимых им социальных услуг; проведение мероприятий по адаптации граждан к новым условиям проживания, восстановлению их личностного и социального статуса. В состав центра могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов — клиентов центра благоприятных условий проживания, предоставлению необходимых им социальных услуг и проведению различных мероприятий. 6. Порядок и условия предоставления социальных услугСтационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях учреждений) социального обслуживания, профилированных в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением граждан, которые обслуживаются в этих учреждениях (отделениях учреждений). Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней помощи путем предоставления комплекса социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и по состоянию здоровья нуждающимся в постоянном уходе и наблюдении. Предоставление социальных услуг в стационарных учреждениях должно быть направлено на создание для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, на проведение реабилитационных мероприятий социального, медицинского и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода, медицинской помощи, организации их отдыха и досуга. Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения для предоставления им социальных услуг производится на основании их письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - на основании письменного заявления их законных представителей, а в случае отсутствия последних - органами опеки и попечительства. Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, или по решению органов социальной защиты населения, при отсутствии медицинских противопоказаний и по личному желанию могут быть приняты на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения в порядке, определенном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении порядок проживания в нем, а также порядок и условия предоставления социальных услуг, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения. Временное выбытие престарелых и инвалидов из дома-интерната по личным мотивам разрешается с согласия директора на срок не более 1 месяца. Разрешение о временном выбытии может быть дано с учетом заключения врача о возможности выезда и при наличии письменного обязательства, принимающих их родственников или других лиц об обеспечении ухода за престарелым и инвалидом. Выписка престарелого и инвалида из дома-интерната производится по его личному заявлению с разрешения управления социальной защиты населения Белгородской области при наличии жилплощади, средств к существованию и возможности самообслуживания или при наличии родственников, которые могут его содержать и обеспечить необходимый уход за ним: При выписке из учреждения престарелому или инвалиду выдается закрепленная за ним одежда и обувь по сезону, личные вещи и ценности, хранившиеся в учреждении, а также справка с указанием времени пребывания в доме-интернате. Отказ от услуг стационарных учреждений граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам надлежащий уход и необходимые условия проживания. При предоставлении социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам администрация стационарного учреждения должна выполнить следующие условия: обеспечить неприкосновенность личности и безопасность проживания граждан пожилого возраста и инвалидов; исполнять возложенные на нее функции опекунов и попечителей в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в опеке или попечительстве; организовывать отдых и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов; выделять супругам из числа проживающих в стационарном учреждении граждан пожилого возраста и инвалидов изолированное жилое помещение для совместного проживания; предоставлять гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарном учреждении, возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами; обеспечивать возможность беспрепятственного приема посетителей как в выходные дни, так и в рабочие дни в соответствии с действующим распорядком работы учреждения; обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей граждан пожилого возраста и инвалидов, сданных на хранение; исполнять иные функции по качественному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов во вверенном ей учреждении. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на: обеспечение им условий проживания и быта в учреждениях, отвечающих государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, а инвалиды, кроме того, на обеспечение необходимыми реабилитационными средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации; свободное посещение граждан пожилого возраста и инвалидов - клиентов стационарных учреждений их законными представителями, родственниками, священнослужителями и другими лицами, с которыми проживающий желает встретиться; предоставление им помещений для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка учреждения, с учетом интересов верующих различных конфессий; сохранение занимаемых ими на правах собственника, по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение, а в случаях если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, то в течение всего времени пребывания в этом учреждении. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, не выполняющим условия договора о стационарном обслуживании, может быть отказано в обслуживании, а администрация учреждения может расторгнуть договор и потребовать освобождения занимаемых жилых помещений. 6.1 Состав, объемы и формы социальных услуг. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, помещенным в стационарные учреждения, должны предоставляться все необходимые им виды социальных услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые) Социально-бытовые услуги: предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, трудотерапии и культурно-досуговой деятельности; предоставление в пользование мебели согласно утвержденным нормативам; содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли и связи, а также информационных услуг; оказание помощи инвалидам в пользовании: специальными приспособлениями для личной гигиены (приспособлениями для умывания, принятия душа, ванны и т.п.); специальным оборудованием для туалетных комнат (подъемниками, опорами, поручнями, специальными унитазами с подлокотниками, душами и воздушными сушилками, устройствами для опускания и подъема унитаза и др.);оборудованными средствами транспорта для перевозки инвалидов, в том числе средствами, оснащенными поручнями, подъемниками и другими приспособлениями для обеспечения безопасности; приготовление и подача пищи, включая диетическое питание; предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам; обеспечение книгами, газетами, журналами, настольными играми и иным, необходимым для организации досуга; социально-бытовые услуги индивидуально-обслуживающего и гигиенического характера гражданам пожилого возраста, не способным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться принять ванну (сходить в баню), принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или зубными протезами, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь волосы, ногти, мужчинам — брить бороду и усы; помощь в написании, оформлении и прочтении писем и различных документов; уборка жилых помещений; сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка; обеспечение сохранности личных вещей и ценностей, сданных на хранение учреждению согласно установленному порядку; предоставление транспорта для поездок граждан пожилого возраста и инвалидам к местам лечения, обучения, консультаций, если по состоянию здоровья им противопоказано пользоваться общественным транспортом; предоставление помещений для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка и учитывающих интересы верующих; выполнение функций опекунов и попечителей в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в опеке или попечительстве; предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам — клиентам учреждений возможности пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами в соответствии с действующими тарифами; выделение супругам из числа проживающих в учреждении граждан пожилого возраста и инвалидов изолированного жилого помещения для совместного проживания; обеспечение возможности беспрепятственного приема посетителей клиентами учреждений как в выходные и праздничные дни, так и в рабочие дни в дневное и вечернее время в соответствии с правилами внутреннего распорядка учреждения; создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности; прием клиентов учреждения на работу в учреждении, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора; организация ритуальных услуг. Социально-медицинские: бесплатное оказание медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях; направление нуждающихся в специализированной медицинской помощи на обследование и лечение в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения; обеспечение ухода с учетом состояния здоровья клиента (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание и др.); проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных и др.); оказание первичной медико-санитарной помощи; проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки; организация прохождения диспансеризации (углубленного медицинского осмотра); помощь в выполнении процедур, связанных с сохранением здоровья (приеме лекарств, закапывании капель, пользовании катетерами и т.д.); профилактика пролежней; обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований в жилых помещениях и местах общего пользования; помощь в освоении и выполнении посильных физических упражнений; содействие в проведении медико-социальной экспертизы; содействие в госпитализации нуждающихся в учреждения здравоохранения, содействие в направлении по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение; содействие в получении стоматологической, зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов; содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации. Социально-психологические услуги социально-психологическое консультирование (получение от клиента информации о его проблемах, обсуждение с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов и последующего решения его социально-психологических проблем); психодиагностика и обследование личности (выявление и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции личности клиента); психологическая коррекция (активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента для обеспечения соответствия этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента); психологические тренинги (активное психологическое воздействие, направленное на снятие психологическая помощь и поддержка (психологические воздействия по системе «психолог — клиент», направленные на решение проблем клиента, лежащих в основе глубинных жизненных социально-психологический патронаж (систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, показания им, при необходимости, психологической помощи и поддержки); проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения; психопрофилактическая работа (содействие в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента Социально-педагогические услуги услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей и участия в лечебно-трудовой деятельности, проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального социально-педагогическое консультирование (оказание помощи клиентам в решении интересующих их социально-педагогических проблем жизнедеятельности); организация досуга (посещение театров, выставок, экскурсий, концерты художественной самодеятельности, юбилеи и другие культурные мероприятия). Социально-экономические услуги компенсация расходов на проезд в учреждения здравоохранения для лечения, консультаций; обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам. Социально-правовые услуги консультирование по вопросам, связанным с правом граждан пожилого возраста на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов; оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающих или ущемляющих законные права граждан; оказание помощи в оформлении документов; оказание помощи в пенсионном обеспечении и предоставлении других социальных выплат; содействие в осуществлении мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, установленных законодательством Российской Федерации; содействие в получении консультативной помощи; обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов; содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; Порядок и условия предоставления данных услуг регламентируются Положением об учреждении (Уставом учреждения), а на отдельные виды социальных услуг, кроме того, специальными инструкциями, правилами, рекомендациями и другими документами, учитывающими специфику той или иной услуги. Основные факторы, влияющие на качество услуг При формировании системы качества учреждений (при определении политики учреждения в области качества, разработки документации системы качества, организации работ по качеству) необходимо учитывать ряд факторов (критериев) различного характера, которые в значительной мере влияют на качество предоставляемых услуг. Правильный учет этих факторов, их использование при разработке соответствующих документов системы качества и в практической деятельности учреждения будут способствовать повышению качества услуг. Основными факторами являются: наличие и состояние документации, в соответствии с которой функционирует учреждение; условия размещения учреждения; укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация; специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т. д.); состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам. В состав документации должны входить: положение об учреждении (Устав учреждения), включающее в себя сведения о предназначении учреждения, порядке его формирования, содержания, реорганизации, сведения об основных задачах его деятельности, категориях обслуживаемых лиц, порядке и условиях зачисления на обслуживание, о структурных подразделениях и их основных задачах, сведения об объеме и порядке предоставления ими услуг и о других организационных и технических вопросах; положения о структурных подразделениях учреждения, содержащие сведения о категориях граждан, обслуживаемых тем или иным подразделением, стоящих перед ним задачах, сроках и условиях обслуживания граждан, сведения о дополнительных документах, необходимых для зачисления на обслуживание в данное подразделение, сведения о количестве сотрудников подразделения, их основных обязанностях и т. д.; руководства, служебные инструкции, правила, методики технологий, предназначенные для регламентирования процесса предоставления услуг, определения методов (способов) их предоставления и контроля, а также для совершенствования работы учреждения; документация на оборудование, приборы и аппаратуру, способствующая обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии; национальные стандарты социального обслуживания населения в Российской Федерации и государственные стандарты социального обслуживания Белгородской области, составляющие нормативную основу практической работы учреждения в области предоставляемых клиентам социальных услуг. В зависимости от того, насколько качественно составлены эти документы, насколько квалифицированно и четко изложены в них обязанности, права, порядок выполнения различных процедур при предоставлении услуг и другие функции персонала, зависит эффективность работы учреждения и качество предоставляемых им услуг. Указанные документы должны составлять основу документации системы качества учреждения. В процессе формирования системы качества они могут быть при необходимости откорректированы с целью приведения их содержания в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ним как к части документации системы качества. Условия размещения учреждения, обеспечивающие его эффективную работу, должны быть следующими: учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, доступных для всех категорий обслуживаемых граждан, в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью; по размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, безопасности труда и должны быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенные температура воздуха, влажность воздуха, запыленность, загазованность, шум, вибрация и т. д.); площадь, занимаемая учреждением, должна позволять нормальное размещение персонала, клиентов и предоставление им услуг. В связи с этим при разработке системы качества учреждения должны быть предусмотрены меры, направленные на создание или поддержание упомянутых условий, а при необходимости и возможности - на их улучшение. Вопросы укомплектованности учреждения специалистами и их квалификации также должны найти отражение в системе качества как один из важнейших факторов, влияющих на качество услуг. В числе таких вопросов, подлежащих решению в рамках системы качества, могут быть: полная укомплектованность учреждения необходимыми специалистами в соответствии со штатным расписанием; подбор специалистов с соответствующим образованием, квалификацией, профессиональной подготовкой, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей; постоянное повышение их квалификации учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными способами; четкое распределение обязанностей специалистов, изложенных в должностных инструкциях, методиках и других документах, регламентирующих их обязанности, права и ответственность; обязательная аттестация специалистов в установленном порядке; воспитание у всех сотрудников учреждения высоких моральных и морально-этических качеств, чувства ответственности и необходимости руководствоваться в своей работе с клиентами принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности, учитывая их физическое и психическое состояние; принятие мер к недопущению разглашения сотрудниками учреждения сведений личного характера о клиентах, ибо эти сведения составляют служебную тайну и за их разглашение виновные несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для качественного предоставления услуг учреждение должно быть оснащено специальным и табельным оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям соответствующих стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг. Поэтому в системе качества учреждения должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на то, чтобы: оборудование, приборы и аппаратура использовались строго по назначению в соответствии с документацией на их функционирование и эксплуатацию, содержались в технически исправном состоянии, которое систематически бы проверялось; неисправное оборудование, приборы и аппаратура, дающие при работе сомнительные результаты, своевременно снимались с эксплуатации, заменялись или ремонтировались (если они подлежат ремонту), а пригодность отремонтированных подтверждалась их проверкой. Вопросы информации должны являться составной частью системы качества учреждения, так как без правильно организованной информационной работы невозможно обеспечить качество предоставляемых услуг, соответствующее запросам и нуждам клиентов. Состояние информации об учреждении и правилах предоставления им услуг должно соответствовать требованиям Федерального закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». В документации системы качества учреждений должны быть изложены следующие требования к информации: учреждение обязано доводить до граждан свое наименование и местонахождение любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации, предоставлять по требованию клиентов необходимую и достоверную информацию о выполняемых услугах, позволяющую им сделать компетентный выбор; состав информации об услугах (в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей») должен включать в себя: перечень основных услуг, предоставляемых учреждением; характеристику каждой услуги, область ее предоставления и затраты времени на ее предоставление; взаимосвязь между качеством услуги, условиями ее предоставления и стоимостью; возможность получения оценки качества услуги со стороны клиента; установление взаимосвязи между предложенной услугой и реальными потребностями клиента; правила и условия эффективного и безопасного использования услуг; гарантийные обязательства учреждения - исполнителя услуг; информация должна быть достоверной и полной. Если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации об услуге повлекло причинение вреда жизни, здоровью или имуществу клиента социальной службы (вследствие производственных, рецептурных и иных недостатков услуги), он вправе предъявить учреждению требования о возмещении причиненного вреда. Систему качества оформляют в виде комплекта документов (руководств, положений, инструкций, методики т.д.), в которых устанавливают требования к системе качества учреждения в целом и к ее составным частям. Степень документированности системы качества различных учреждений может отличаться в зависимости от: размера и предназначения учреждения, характера и объема предоставляемых услуг, категорий обслуживаемого населения; сложности процесса по предоставлению услуг; компетенции персонала учреждения. Документация может быть любой формы и на любом носителе. Документация системы качества должна оформляться как составная часть всей документации учреждения и утверждаться в установленном порядке. Основным документом системы качества учреждения является Руководство по качеству. В нем излагают общее описание системы качества применительно к конкретному учреждению, разъясняют политику учреждения в области качества, отражают организационную структуру системы качества, задачи и функции подразделений и служб учреждения в области качества, приводят сведения о комплекте документов всех уровней, составляющих нормативно-методическую базу системы качества, устанавливают порядок внедрения, функционирования и контроля системы качества. Политика в области качества должна представлять собой основные цели, задачи и принципы деятельности учреждения в области качества, документально оформленные и принятые к обязательному выполнению в учреждении. Цели политики в области качества должны отражать следующие вопросы: обеспечение постоянного удовлетворения клиентов предоставляемыми услугами; повышение качества услуг и эффективности (результативности) их предоставления; принятие профилактических мер по предупреждению или урегулированию претензий и жалоб клиентов; прочие вопросы, отражающие специфику деятельности учреждения. Наряду с подробным изложением целей, задач и принципов в Руководстве по качеству учреждения должны быть четко определены и сформулированы порядок и способы (методы) их реализации. Ответственность за политику в области качества несет руководитель учреждения. Он должен обеспечить разъяснение и доведение этой политики до всего персонала учреждения, четко определить полномочия, ответственность и порядок взаимодействия всего персонала учреждения, осуществляющего руководство, исполнение услуг и контроль деятельности, влияющей на качество услуг. В формировании политики в области качества должны принимать участие все руководители, осуществляющие управление учреждением. Политика учреждения в области качества должна охватывать все направления его деятельности, соответствовать потребностям и запросам клиентов, способствовать улучшению социальных и экономических показателей учреждения. Политика должна содержать также обязательство руководства учреждения осуществлять постоянное улучшение качества обслуживания клиентов. Политика учреждения в области качества должна внедряться во всех структурных подразделениях учреждения и регулярно подвергаться анализу на предмет ее постоянной актуальности и пригодности. Реализация политики учреждения в области качества должна быть обеспечена необходимыми ресурсами (кадровыми, материально-техническими, информационными и другими). Для выполнения принятой учреждением политики в области качества перед подразделениями и службами учреждения ставятся задачи на конкретные плановые периоды и при необходимости своевременно уточняются и корректируются руководством учреждения. В учреждении должны проводиться мероприятия, обеспечивающие понимание, поддержку и реализацию политики в области качества всеми сотрудниками учреждения. Организационная структура системы качества может быть представлена в виде схемы (с необходимым пояснением), на которой должны быть изображены все структурные подразделения, непосредственно участвующие в предоставлении услуг или обеспечивающие их предоставление. В пояснении к схеме должны быть отражены задачи, функции и ответственность всех подразделений и служб учреждения в области качества и приведены сведения о документах всех уровней, которые должны составлять нормативно-методическую базу системы качества учреждения. Сведения о документах могут быть представлены в виде самих документов, разработанных вновь (политика в области качества и др.) или уже действующих в учреждении (положения, инструкции, методики, руководства, правила и т.д.), но откорректированных при необходимости в целях более полного учета в них вопросов качества, либо в виде ссылки на эти документы с информацией об их предназначении и кратком содержании. Документация системы качества учреждения должна постоянно поддерживаться в рабочем состоянии; устаревшая документация должна своевременно изыматься и заменяться новой. 8. Собственная (внутренняя) и внешняя системы (службы) контроля за деятельностью стационарного учреждения по предоставлению социальных услугВ системе качества учреждения должны быть четко определены полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала учреждения, осуществляющего руководство работой, предоставление услуг и контроль деятельности, влияющей на качество услуг. Это, в первую очередь, должно относиться к обслуживающему персоналу, деятельность которого связана с выполнением таких процедур, как выявление претензий и жалоб клиентов, проведение мероприятий по устранению или предупреждению недостатков, контроль выполнения этих мероприятий. В учреждении должно быть назначено ответственное лицо (представитель руководства) из числа руководителей учреждения, которое независимо от других возложенных на него обязанностей должно отвечать за надлежащее выполнение требований, установленных настоящим стандартом, и иметь полномочия для: обеспечения разработки системы качества, ее внедрения и поддержания в рабочем состоянии; представления отчетов руководителю учреждения о функционировании системы качества с целью ее анализа и использования полученных результатов как основы для совершенствования этой системы. Учреждение должно установить порядок разработки (или корректировки, при необходимости), рассмотрения, утверждения и ведения всех документов, относящихся к системе качества, а также порядок обеспечения ими. В системе качества учреждения должен быть разработан и поддерживаться в рабочем состоянии порядок проведения внутренних проверок качества. Внутренние проверки системы качества учреждения проводят с целью регулярной оценки ее эффективности и соответствия установленным требованиям, а также для получения информации, необходимой для обеспечения эффективного функционирования этой системы. Ответственным лицом за организацию и проведение проверки системы качества учреждения должен быть представитель руководства, ответственный за систему качества. Ответственными исполнителями по проведению проверок рекомендуется назначать руководителей подразделений, эффективность и качество деятельности которых зависят от качества деятельности проверяемых подразделений. Эффективность системы качества учреждения определяют по результатам ее оценок, получаемых при проверках. В процессе проверки системы качества учреждений (и ее составных частей) осуществляют: контроль соответствия системы качества требованиям настоящего стандарта и документации на нее; анализ и оценку состояния функционирования системы качества в целом и отдельных ее составных частей; анализ соответствия предоставляемых услуг требованиям нормативных документов; анализ и оценку результатов работы учреждения в области качества услуг; выработку корректирующих действий, направленных на устранение недостатков, выявленных в процессе предоставления услуг, и совершенствование системы качества. Проверки системы качества учреждений могут быть плановыми и оперативными. Периодичность плановых проверок устанавливают в зависимости от результатов анализа качества услуг. Оперативную проверку системы качества или отдельных ее составных частей проводят в случае резкого ухудшения показателей, характеризующих конечные результаты работы по обеспечению качества услуг, предоставляемых каким-либо подразделением или учреждением в целом, в случае оценки эффективности корректирующих действий, а также при значительных изменениях организации работ и технологий предоставления услуг, отрицательно влияющих на их качество. После окончания внутренней проверки ее результаты оформляют в виде отчета о состоянии системы качества, в котором отражают данные анализа соответствия показателей и результатов деятельности учреждения в области обеспечения качества предоставляемых услуг установленным требованиям. Результаты проверок системы качества учреждений являются основанием для разработки и реализации мероприятий по ее совершенствованию, по разработке новых методов и средств управления качеством предоставляемых услуг, улучшению состава и содержания нормативной документации на систему качества. В учреждении должен быть разработан, документально оформлен и утвержден план мероприятий по подготовке (обучению, повышению квалификации, аттестации, стажировке и т.д.) персонала, выполняющего работы, непосредственно влияющие на качество услуг. Подготовкой персонала должны быть охвачены все сотрудники учреждения, непосредственно влияющие на качество услуг, включая руководящий состав всех уровней. Систему качества периодически должно анализировать руководство учреждения для того, чтобы можно было убедиться, что она удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям и эффективна. Анализ должен включать оценку результатов внутренних проверок, проводимых непосредственно руководством или представителем руководства, ответственным за функционирование системы качества учреждения. Результаты подобных анализов используют для подтверждения достижения требуемого качества и эффективности функционирования системы. При контроле и оценке качества услуг учреждение должно: проверять и идентифицировать услуги на соответствие нормативным документам, регламентирующим их предоставление; обеспечить самоконтроль персонала, предоставляющего услуги, как составную часть процесса контроля; обеспечивать приоритет клиентов в оценке качества услуг; практиковать в учреждении регулярную оценку степени удовлетворенности клиентов услугами путем проведения социологических опросов. Сравнение оценок клиентов и исполнителей услуг следует проводить постоянно, чтобы оценить совместимость двух мер их качества, провести (при необходимости) корректирующие действия и определить, насколько деятельность исполнителей услуг отвечает потребностям и запросам клиентов. 9. Процедура пересмотра СтандартаВ Стандарт могут вноситься изменения и дополнения, в соответствии с действующим законодательством РФ и Белгородской области в целях его постоянного совершенствования и улучшения качества предоставления стационарного социального обслуживания. Данный Стандарт не реже одного раза в три года рассматривается управлением на предмет обеспечения максимально возможного уровня удовлетворения потребностей получателей стационарного социального обслуживания. Внесение изменений в Стандарт утверждается приказом Управления. Обязательному рассмотрению управлением подлежат предложения о совершенствовании Стандарта, поступившие от органов государственной власти, общественных объединений, представляющих интересы получателей услуг; группы получателей услуг (не менее 25 человек), а также однотипные предложения обратившихся независимо друг от друга двадцати и более граждан.
|
© 2015, УСЗН Администрации |
309920, Россия, Белгородская область, |
Разработка сайта |